Здоровьесберегающие технологии
Это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:
1. Формирование у дошкольников желания и умения самостоятельно заботиться о своём здоровье;
2. Организация образовательного процесса без негативного влияния на здоровье детей.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника приюта и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
1. Физкультурные занятия: проводятся 2 раза в неделю.
2. Занятия из серии «Здоровье».
3. Сказкотерапия – используется для психологической, терапевтической и развивающей работы. Может рассказывать взрослый, либо групповое рассказывание, т.е. часть детей рассказывает, а остальные повторяют необходимые движения.
4. Спортивные праздники и физкультурные досуги.
Современные здоровьесберегающие технологии
1. Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно на прогулке, в группе малой и средней подвижности и как часть физкультурного занятия.
2. Физминутки – 1 -3 минуты во время любого занятия.
3. Пальчиковая и артикуляционная гимнастика проводится в любое время индивидуально и с подгруппой детей, особенно полезна для детей с нарушениями речи.
4. Гимнастика пробуждения – проводится ежедневно после дневного сна: упражнения на кровати, лёгкий бег из тёплой в прохладную комнату.
5. Оздоровительный бег утром весной и летом на улице и на прогулке.
6. Утренняя гимнастика.
7. Чтение художественной литературы.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию к здоровому образу жизни.
Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально и духовно.
Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств.
«Информационное зеркало»
Цель технологии «Информационное зеркало» в воспитательном процессе состоит в том, чтобы формировать у воспитанников опыт активного отношения к публичной графической информации.
Основные формы реализации этой технологии: стенгазета, информационный стенд, «доска гласности» и др.
Технологическая цепочка информационного зеркала (по С.Д.Полякову) следующая: анонс - установка на информацию - предъявление информации – задание форм реагирования на информацию – действия с информацией. В осуществлении этой цепочки действий выделяется четыре этапа: создание установки на будущую информацию, появление информации, открытие обратной связи, действие с информацией.
1. Создание установки на будущую информацию. Способ реализации эта-па получил название «развивающийся анонс». Основная задача: привлечь внимание к основной информации, которая скоро появится на этом же месте. Приёмы: яркий заголовок, достаточно крупный, легкочитаемый подзаголовок, минимум основного текста; обращения к потенциальному читателю, призывы, вопросы, стимулирующие любопытство и т. д.
2. Появление информации. Информация помещается на видном месте.
3.Открытие обратной связи - это создание для читателя возможности отреагировать на появившуюся информацию. Задача этапа - инициирование опосредованного диалога через формы, предполагающие эмоциональное от-ношение к информации, отражающие её принятие или непринятие. Условия реализации: проблемная подача информации; соответствие информации интересам и потребностям воспитанников, для которых она предназначена.
4. Действия с информацией. На этом этапе происходит усиление действенности информации. Основная задача этого этапа: побуждение читателя к комментированию и преобразованию информации, предложению альтернатив. «Читатели», «потребители» информации становятся активными участниками её создания.
Основные признаки результата: рост активности воспитанников в работе с «информационным зеркалом», увеличение среди воспитанников количества авторов идей и текстов, расширение круга обсуждаемых проблем, совершенствование внешнего вида «информационного зеркала».
Применение технологии Веб-квест (webquest)
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Преимуществом веб-квестов является использование активных методов обучения. Веб-квест может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Выполняя веб-квест, школьник учится критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию, часто оказывается в ситуации выбора. Он сам анализирует каждый шаг своего учения, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Ему предоставляется право выбора способов деятельности, выдвижения предложений, гипотез. Чувство свободы выбора делает деятельность осмысленной, сознательной, продуктивной и более результативной.
Для реализации Веб-квеста необходим открытый выход в Интернет. Виртуальная жизнь оказывается вполне реальной жизнью, которая может оказаться чрезвычайно насыщенной как в познавательном, информационном, так и в эмоциональном плане.
Кейс-технология
Кейс-технология – это современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ проблемных ситуаций. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, решать педагогические ситуации, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. Педагогические ситуации могут создаваться целенаправленно или возникать стихийно. В любом случае они должны разрешаться осторожно, продуманно, с предварительным проектированием выхода из них. Это всегда согласование педагогического процесса с интересами его участников и оперативный учет индивидуально-типологических особенностей конкретных людей и реальной обстановки. Педагогическая ситуация – всегда проблема. Всякая педагогическая проблема – это объективно возникающий в педагогической теории или педагогической практике вопрос относительно процессов обучения к воспитанию человека. Они носят общий характер, связанный с педагогическим процессом в целом, его составляющими, либо частный, т.е. возникают в ходе обучения, воспитания. Педагогические проблемы требуют решения, но они не всегда могут быть разрешены немедленно. Часто путают проблемную ситуацию с кейсом. Чем же они отличаются? Кейс не дает воспитанникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа, отражающие направления современной государственной образовательной политики, способствующие реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребенка. Кейс-технологии позволяют эффективно взаимодействовать всем участникам образовательных отношений, включая самого педагога. Различают виды кейс-технологии: фото-кейс; кейс-иллюстрации; анализ конкретных ситуаций; проигрывание ролей (ролевое проектирование).
Лэпбук
Лэпбук - один из видов проектной деятельности как инновационной технологии. Если переводить дословно, то лэпбук — это «книжка на коленях».
Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.
Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы получается отлично проработанный исследовательский проект.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.
Рекомендуется для занятий с детьми 5 лет и выше. Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.
Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Лэпбуки можно делать как индивидуально, так и на групповом занятии. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо преподаватель распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо преподаватель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.
Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.
Зачем нужен лэпбук?
· Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
· Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
· Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
· Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
· Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Сказкотерапия
Сказки оказывают огромное влияние на формирование мышления, воображение, творчество ребенка, на его поведение, отношение к окружающей его действительности, на протяжении всего детского возраста, начиная с самого раннего детства.
Цели и задачи сказкотерапии:
- активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания;
- создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления;
- стимулирование творческого самовыражения;
- формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;
- снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
выражения эмоций.
- развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
минуту.
В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) понимание сказки напрямую зависит от личного опыта ребенка, а какой у ребенка опыт, он у него ограничен. При восприятии в центре внимания ребенка находится главный герой. Детей интересует его внешность, действия, поступки, отношение к окружающим.
В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) - расширяется круг представлений ребенка, обогащается жизненный опыт, знания. В этом возрасте интенсивно развивается воображение и речь. Это способствует формированию умения правильно оценивать героев и события, их поступки и действия.